Зная любовь дорогих россиян ко всяким, понимаешь, иностранным словам, твердо скажем, что такое "тендер" и чем он отличается от реже употребляемого слова "питч" (pitch), не путать с импичментом.
Тендер – это конкурс на проведение какого-либо комплекса работ, связанных с технической и интеллектуальной деятельностью исполнителя. Критерии отбора победителя разнообразны и весьма изощренны.
Питч же – спор, кто дешевле сделает уже определенную заказчиком вещь.
В нашем тесном рекламном мире термин "тендер" обычно используют, когда хотят получить рекламную стратегию, отдельные ее элементы (медиаплан, творческие разработки). А вот кто дешевле, к примеру, испортит ландшафт любимого города десятью щитами и двадцатью разукрашенными автобусами – это уже "питч".
По материалам: http://www.prior.ru
Тендер может быть оплачиваемым для всех его участников, плюс приз победителю, либо только – приз победителю. Последний вариант носит гордое название «халявного» и не практикуется уважающими себя клиентами.
Когда имеет смысл устраивать тендер
Вас вызвал к себе шеф и сказал, что он:
1. хочет вывести на рынок новый продукт (услугу);
2. придать новое звучание «старой песне»;
3. хочет «поменять этих непроходимых идиотов» из того агентства, с которым Вы сейчас успешно сотрудничаете. В первом случае сразу устраивать тендер рановато, но задуматься об этом надо.
В остальных же случаях эта процедура позволит Вам в согласованной с шефом форме получить необходимый результат.
Кого имеет смысл приглашать
Возможных исполнителей работы можно разбить на следующие группы:
1. российские рекламные агентства с узкой специализацией;
2. российские рекламные агентства "full service";
3. "сетевые" рекламные агентства.
Какой плотник не желает стать столяром? Так и специализированные агентства бесстыдно выставляют себя на продажу как великих креаторов и гуру медийных тонкостей. При условии, что Ваш шеф владеет калькулятором и иногда заглядывает в счета от агентств, рассматривать их потуги за Ваши деньги – удовольствие сомнительное.
Участие последних – желательное условие. "Сетевые" агентства при всей своей дороговизне выдают определенный уровень качества. В случае, когда небольшие российские рекламные агентства «родили мышь» вместо ожидаемого розового слона, громадные комиссионные ненасытным "западникам" вкупе с тесными объятиями мирового «капитализьма» неизбежны. Впрочем, эти объятия гарантируют Вам возможность большую часть рабочего времени сидеть в офисе и «курить».
С другой стороны, крупные российские агентства способны выполнить те же объемы с высоким уровнем качества и за меньшие деньги. Опять же, как посмотрит шеф на ваш «перекур».
Впрочем, у "россиян" есть и другие плюсы: они искренне любят своих клиентов,
а не только их деньги. Правда, некоторые "рекламные" процедуры – утверждение ролика или макета, иногда придется делать в полевых условиях, а не в прохладной meeting room (комнате для переговоров). Хотя такая близость к народу позволяет постоянно держать руку на пульсе, не опаздывая с ценными изменениями, плодами изощренного ума шефа, что, согласитесь, немаловажно.
Кое-что об условиях тендера
Высылая по факсу задание, в просторечии – бриф (brief), нельзя забывать о том, что в нем должно быть:
1. Название компании-рекламодателя.
2. Рассказ о том, что Вы конкретно желаете рекламировать (продвигать). В случае если агентство дало свое согласие, хорошо бы и показать рекламируемое.
3. Описание тех людей, которые, возможно, прельстятся конкретно продвигаемым.
4. Продолжительность рекламной "вакханалии", место проведения и количество дензнаков на это. Возможны вариации и дополнения, как-то достижения определенного охвата (Reach), суммы рейтингов – GRP (ДжиАрПи) и т.д.
И главное – «сладкая морковка для веселого ослика» – сумма вознаграждения и фраза о заключении в дальнейшем договора на выполнение предложенного.
Как найти желающих поучаствовать
«Надыбить» участников можно путем раскопок в своей необъятной памяти высокого профессионала рекламного и маркетингового фронта.
Упрощенный путь – взять справочник (например «Рекламный гид»), подобрать подходящие по параметрам агентства (количество народу, долголетие, сферы деятельности и т.д.) и разослать приглашения им. Не связывайтесь с «цыганами» (с теми, кто звонит и напрашивается) – Ваших денег они не стоят.
И помните, если нужна "пятилетка в три года", то "экономика экономной" быть не может – по опыту.